Сновидения играли центральную роль в жизни великого современного скрипача Арнольда Штайнхарда. В этой истории вы встретитесь с музыкой, по моему мнению, почти невыносимой красоты.
Чакона Баха поворачивает какой-то ключик в душе. Она придает голос безутешному горю. Она до боли мила; она открывает ваше сердце и освобождает дух, и оставляет его парить, подобно птице на сияющих крыльях.
Бах написал чакону, когда возвратился из путешествия вместе с князем, его работодателем, и обнаружил, что его любимая жена, Мария Барбара, умерла в его отсутствие и уже похоронена. Чакона стала пятой частью «Партиты в ре миноре». Исполнение чаконы, длящейся менее пятнадцати минут, - это мечта всех скрипачей, настоящий вызов.
Арнольда Штайнхарда, первую скрипку струнного квартета имени Гварнери, попросили сыграть чакону на похоронах его близкой подруги, Петры, которая трагически скончалась в юном возрасте. Он уже играл чакону множество раз и записал замечательную обработку этого произведения, но он так горевал о потере подруги, что ему опять пришлось учиться тому, как эта музыка хотела, чтобы ее сыграли. Он репетировал и репетировал, играя по подлинному факсимиле Баха, слушал записи других великих скрипачей, советовался с коллегами и профессорами.
Однажды ему приснилось, что он на чердаке в доме своих друзей, где любил репетировать, открыв окна в застекленной крыше, чтобы дать простор для движений водившей смычком руки. В этом сновидении Петра поднялась по лестнице вместе с Бахом и представила ему скрипача.
На Бахе не было его струящегося парика, он был одет в современную одежду, но не было никаких сомнений, что это он. «Как же мне повезло!» - подумал Штайнхард. Это была великолепная возможность с помощью самого мастера понять суть чаконы. Штайнхард открыл окна, чтобы сыграть для Баха, но композитор движением руки попросил его отложить скрипку.
Штайнхард попытался спросить его о связи между этой мелодией и смертью жены, но вместо ответа Бах взял его за руки и начал танцевать с ним в тесном пространстве чердака. Бах танцевал медленно, грациозно, показывая скрипачу движения танца и напевая себе под нос мотив чаконы. Он учил Штайнхарда танцевать чакону.
Скрипач перенес это завораживающее чувство движения в свое исполнение на похоронах подруги и позже - в концерт, ставший его данью вдохновительнице этой музыки, - на могиле Марии Барбары Бах. В прекрасных мемуарах Штайнхарда, называвшихся «Скрипичные сновидения», описывается этот его страстный, длиной в целую жизнь, роман с инструментом, который и поет, и плачет. Скрипач рассказывает, как его насыщенная сновидческая жизнь поддерживала его в этом призвании на каждом повороте. Книга начинается со сновидения, благодаря которому он начал изучать историю и предысторию скрипки. В другом сновидении его навестила прекрасная женщина, и он понял, что это душа скрипки.
|